А вот и альтернативный взгляд на наш трип Tour de Ural, маршрут размера M, 475 км
В Кирове появилась сеть Мегафон, и лежа на верхней боковушке, я прочитал SMS на новеньком телефоне Alcatel 310 от старосты группы: "Сегодня Шелементьев ставил автоматы всем, у кого были зачетки. Мы взяли их в деканате, он всем поставил, даже тем, кто сегодня не был. Не было зачеток твоей и Никиты, вам придется сдавать зачет во вторник". Заканчивающееся путешествие в Питер на майские праздники заиграло новыми красками. Сдавать зачет по предмету, когда на лекциях за семестр был от силы пару раз... Философию, менеджмент и маркетинг сдавали, сдадим и это. Правда, была проблемка, мы с Никитой толком не знали, как называется предмет. Что-то типа "Теория информации".
В назначенный день приходим на пересдачу зачета, там кроме нас еще ребята из другой группы. Тянем билеты, там задачи. Чтобы нам спокойно решалось, преподаватель на час уходит из кабинета.
- Никитка, а как это решается? Чёт я не припомню таких задач.
- А пёс его знает, никто же не ходил на лекции, давай сочинять.
Решение не сочинялось. И мы пошли в поисках оного по коридорам мат-меха. На пятом этаже нашли Пашу Мартюгина с товарищами и весьма нагло прервали их беседу. Пашу я немного знал по лицею - он учился в параллельном физмат-классе "В", а английский язык у него преподавала моя мама и отзывалась о нем очень хорошо. Паша Мартюгин, Коля Орехов и Ваня Комаровский - это был ТОП-3 ее учеников.
Среди выпускников лицея само собой действует негласное правило: наши - нормальные, им можно доверять, им нужно помогать. На выпускном вечере Сергей Алексеевич Черемичкин, учитель физики "В" класса сказал простые, но верные слова: "Вы разойдетесь по разным уголкам земли, но лицейская дружба и принадлежность к нашему общему навсегда останется с вами, берегите отношения с вашими друзьями, они вам всегда помогут и вы поможете им".
- Парни, научите двоишников, как такое решается. Нащупать решение не можем.
- Аа, так это легко. Вот берешь эту формулу, и по такой-то теореме у тебя получается решение в две строчки, - Паша весьма доходчиво все объяснил. Призер различных школьных олимпиад, он и за 4 курса университета не растерял смекалку и сообразительность.
Мы вернулись в кабинет и рассказали остальным принцип решения однотипных задач из билетов.
Через час возвращается препод и проверяет решение задач:
- Так, все верно, давайте зачетку. А вы из какой группы, какая специальность?
- ИС-402, информационные системы.
- Так у вас же другой предмет, я там всем автоматы ставил, мы там вообще никаких задач не решали.
- Ну... мы в тот день болели, вот пришли на перезачёт, вытянули билеты, как-то смогли решить.
- Ну хорошо, больше не болейте, - в зачетке появилось желанное слово "зачёт".
Это было стыдно. Вот прямо вообще. Ладно, прогуливать лекции, которые стояли пятыми парами. Но не знать название предмета и вообще, о чем этот предмет - это ну никуда не годится.
С тех пор прошло 17 лет, и с Пашей мы больше не пересекались. А в прошлом году на встрече выпускников лицея увиделись. И вдруг выяснилось, что он пришел в Яндекс.Расписания через две недели после моего увольнения. Родственная душа, стало быть.
С Лёшей же мы познакомились примерно тогда же - в 2003 году, когда он поднимал сайт фанатов Уралмаша. Ему всё было интересно, от продажи пластиковых окон до программирования на PHP. После выпуска с радиофака Лёша пробовал найти себя, искал что ему лучше подойдет, советовался со мной как с опытным программистом (я уже целый год работал в Контуре, опыта - выше крыше, ага), какой язык лучше изучать. Я, конечно, советовал C++.
Но Алексей в итоге выбрал направление продаж, долгое время руководил продажами завода пластиковых окон в Екатеринбурге. В свое время через его контору со скидками 10-20% установили пластик себе домой и я, и еще несколько общих друзей.
Два года назад Лёша заикнулся было о велопоходе со мной в Дагестан. Но вовремя слился: "У меня велосипед карбоновый, туда багажник не поставить, так что я не смогу".
А нынче я собираюсь в маленький пробег в 300-400 км по Башкирии в начале июля и без особой надежды закидываю удочку: "Леха, поехали вместе". В ответ приходит встречное предложение, от которого невозможно отказаться: "Отец, давай разомнемся тут - Tour de Ural, 475 км за 3 дня - 12-14 июня, мы с Пашей Мартюгиным едем". Любопытно, оказывается они с Пашей вместе учились в одном классе с 6 по 9 классы в гимназии на Ботанике. Тесен мир, а Екатеринбург - большая деревня. В такой компании надо, конечно, ехать.
За день до старта, когда отказываться было уже неприлично, я задумался, а на чем ехать. У Леши с Пашей - карбоновые найнеры (диаметр колеса 29"), а у меня алюминиевый горный велосипед с колесами 26". Маршрут преимущественно равнинный, без набора высот и по дорогам без грязи - на своем старичке мне за ними не угнаться. Возникла странная идея - взять подходящий велосипед в прокат. И такой вариант нашелся - найнер, с не самой стыдной навеской уровня Shimano Acera за скромные 1500 рублей за 4 суток. В 21 час вечера я забираю велосипед, заезжаю в магазин за продуктовым набором для пробега - батончики, сникерсы, энергетики. В полночь начал переоборудование: заменил педали на контактные, приладил багажник, повесил на багажник велобаул. В 3:30 лег спать, в 4:30 подъем, в 5:00 выезд из дома, в 6:00 старт от КОРа на ЖБИ.
Ровно год не садился на велосипед, спал ночью всего час, еду на прокатном незнакомом велосипеде на дистанцию 500 км - это заявочка на номинацию "глупость года".
Встретились на старте. Организатор велопробега - Паша Ибатуллин - все так же молод, бодр и свеж, как и 15 лет назад. Всего нас 6 участников: наша тройка, еще двойка и один соло-велосипедист.
Поехали потихонечку по дороге на Новосвердловскую ТЭЦ. Ох-ты ж ёлки-палки, как хорошо катит велосипед с большими колесами. 35 км/ч не особо напрягаясь - я о таком и мечтать не мог на своем горном. Огородами выходим на Верхнее Дуброво и далее через Курманку, Мезенское на дорогу в сторону Каменска. Дорога хорошая, машин мало. На хорошем темпе проскочили мимо первого чек-поинта в Мезенском.
До Бруснятского долетели на одном дыхании. Я не большой любитель православия в целом и церковной архитектуры в частности, но церковь в Бруснятском выглядит достойно. Без лишнего пафоса, но такая крепкая и, пожалуй, величественная для такого небольшого села.
Где-то на 80 километре тело стало возмущаться: "Хозяин, ты не предупреждал, что так будет, вот тебе судорога в бедро, а вот тебе судорога в икру". Тут как раз на машине проезжает Паша Ибатуллин, фотографирует участников безумства.
- Что-то у меня нет-нет, да судорога пробивает, что я делаю не так?
- Наверное, слишком сильный темп задал, не гони, едь в комфортном темпе.
Чуть сбавили скорость. Спасибо Паше и Лёше, не стали убегать от меня на многие километры вперед. Но начиная с этого времени они почти всегда ехали впереди, а я видел их спины. Видишь спину - значит еще не отстал капитально. Нет спины - досадно, заставляешь товарищей ждать. Товарищи, надо отдать должное, терпеливо ждали. Ни разу не позволили себе реплики типа: "Ты нас тормозишь, езжай в своем темпе, мы в своем, вечером на стоянке встретимся".
В Каменске уже в черте города мы с Пашей устроили ДТП. Он остановился посмотреть в навигатор. А у меня на фоне усталости сломался глазомер - не заметил, как вплотную приблизился. Трах-бабах, лежу на асфальте, дыхание сбилось, пульс высокий, в голове мысль: "Велосипед прокатный, его царапать нельзя, был бы свой - не жалко". Обошлось без серьезных повреждений, велосипед как новый, на мне легкая царапина, а Паша просто чуть испугался.
Около второго чек-поинта, перед мостом через Исеть Леша цепанул колесом злую тонкую проволочку, получил прокол. Очень даже вовремя. Пока он меняет камеру, я успеваю отдышаться, набраться сил.
После Каменска включился режим автопилота. Что там было вокруг да около, какие деревни - помню смутно. Ехали. Еще ехали. Купались на каком-то озере, где нас застал дождик. Пили воду, ели сникерсы. Искали магазины, их не было. К вечеру допилили до ж/д станции Барабаново. Неплохая возможность эвакуироваться домой - не воспользовался. И наконец-то в 21:00 достигаем деревни Пирогово и красивого глубокого пруда при ней. За день пройдено 165 км, хорошее место для стоянки. До границы Свердловской области - 10 км.
Ребята перед сном купаются в пруду. Я себе позволить такого не могу, у меня легкий озноб, и на голове флисовая шапочка. Ночь прошла отлично, близкий к ураганному ветер шатал палатки, но дождя за собой не привел. Утром встаю как свеженький - после трехминутной зарядки уже ничего не болит, и вот теперь можно переходить к водным процедурам. Это необыкновенное чувство, когда вода значительно теплее воздуха. Она мягкая, заботливо обволакивает, из нее не хочется выходить.
Поехали. Силы есть, а не едется. Попа с непривычки отказывается сидеть а спортивном седле. Кто катался, знает, что это дело наживное - на второй-третий день она привыкает. Но мне-то надо сейчас. Каждая кочка, неровность дороги отдается внутрь. Благо скоро дороги стали полевыми, иногда с коротким травяным покрытием - ехать по таким одно удовольствие. Когда нет дождя. Если затяжной дождь - там все становится сложно, скользко и мягко.
Немного зацепляем Курганскую область. Деревня Зырянка имеет при себе магазин с татаро-башкирским названием, разрушенную церковь и колодец с мутноватой водой. У Алеши тут случился приступ веселья - он впервые увидел колодец с ведром и воротом. Это при том, что у нас на Пионерке до середины 90-х на улице Милицейской в частном секторе был такой колодец. А на Шарташе и вовсе стоял колодец-журавль. Сразу видно - человек рос на Ботанике, среди панельных многоэтажек
Из Курганской области скоро попадаем в Челябинскую. Станция Нижняя, тут неудобно стыкуются электрички Каменск - Нижняя и Нижняя - Челябинск. Я тут впервые, а многие из знакомых проводили тут долгие часы ожидания, коротая время за потреблением самогона (наверное, единственный товар, который можно купить на станции - все-таки это жуткая дыра).
В деревне Мурино в магазине на витрине лежит газета Уралым - "Газета башкир челябинской области", в ней статьи идут на двух языках. Там, например, написано, что стричь ногти по Корану лучше в пятницу при подготовке к пятничному намазу, а в субботу нежелательно - можно получить гангрену. Так то! Как оказалось позднее, Кунашакский район вообще преимущественно башкирский: на дорогах висят плакаты "Рәхим итегеҙ" и флаги Башкирии.
Долго едем вдоль железки на юг, желая к полднику достичь райцентра Кунашак. Там по нашим ощущениям должны быть пляж на озере Уелги и вкусное кафе. Увы, берега Уелги сильно заболочены, а кафе - не более чем разогретые чебуреки и беляши.
После Кунашака - опять включается вечерний автопилот. Тягучая дорога до трассы Екатеринбург - Челябинск через поселок Дружный и озеро Карагайкуль. Еще в начале дня запланировали ночевку на озере Куяш, что с западной стороны от трассы. Проезжаем по набережной озера Карагайкуль, видим пирс для лодок. Леша скорее бежит умываться, ополаскиваться. Уж на что я любитель воды, а тот и вовсе готов в любую погоду лезть в любую воду.
- Леха, это же еще не Куяш?
- Нет, не Куяш.
- Так поехали на Куяш.
- Да, надо на Куяш.
Пересекаем трассу и оказываемся на песчаном пляжике Куяша. Крсивый закат, солнце уходит в воду. Если бы Сергей Шнуров был здесь, то песня была бы не про Эйфелеву башню, а про озеро Куяш:
На фоне озера Куяш
С айфона селфи за..уяшь
А нафига ж еще нам наш
Вояж
После купания рассуждаем с Пашей о достоинствах и недостатках Питона, "маски дней хождения" и рассказываем Леше про Александра Фетисова, широко известного в узких кругах железнодорожного знатока.
В 5 утра воздух достаточно свеж. Позже мой папа расскажет, что на даче в ту ночь был заморозок, у многих соседей поморозило картошку и другие насаждения. Сегодня последний рывок, кажется все время будет асфальт.
В Метлино перед Озерском неплохой песчаный пляж. В 7 утра он на удивление пуст. На 500 метров въезжаем внутрь Озерска, и выезжаем дальше в сторону Каслей. Перед самым Снежинском уходим на лесную "объездную дорогу" - колея глубиной полметра. В мае месяце тут было бы весьма весело, а сейчас глина всохла до состояния бетона.
Воскресенское, Воздвиженка, пляж на озере Синара. Подумалось: а можно ли попасть в Снежинск вплавь или на лодке?
Через Черкаскуль выходим на трассу Екб - Челябинск и уходим на старо-челябинский тракт: Воскресенское, Никольское. Никольское - это уже Свердловская область, уже почти дома. Почти. Только надо преодолеть несколько тягунов до Сысерти. В горку въезжаешь тяжело, с горки тоже тяжело - встречный ветер вынуждает крутить так, как будто и нет никакого спуска.
Сысерть, магазин Монетка. Устраиваем долгий полдник с банами и пирожным тирамису. В Кашино по пешеходному мосту (не знал про такой) пересекаем реку Сысерть и в очередной раз пересекаем трассу М5. До финиша - 27 километров, и все понимают, что это будут самые трудные километры. Затяжные подъемы при минимуме оставшихся сил вынуждают делать остановки каждый километр. Вода, сникерс, километр пути, вода, сникерс.
Перед Арамилью начинается спуск, который тянется до самого финиша - аэропорта Кольцово. Чувствую, что ни сил, ни желания самостоятельно докрутить от Кольцово до дома не будет - звоню папе с просьбой встретить на машине. Папа в таких делах никогда не отказывает.
В 21:50 финишируем у старого терминала под башенкой с часами. Сдержанные улыбки и поздравления друг друга.
Наши соперники прошли эту же дистанцию на более, чем на сутки быстрее. Мы делали по 160-170 км в день, и это было не легко. А железные парни гнали по 240-260 км.
Дома, что важно, в духовке стоит запеченная курочка от любимой жены. После трех дней на сникерсах и мюсли курочка была в самый раз. Никак не хочется вылезать из горячей ванны - несколько раз обновляю воду, сливаю остывшую, добавляю горячую. Просыпаюсь в пустой ванне - пробку открыл, а закрыть и пустить горячую воду уже не успел, уснул. Хорошо что не наоборот.
Утром сдал велосипед в прокат:
- Как покатались?
- Очень хорошо, давно так не катался. Спасибо.
Леша просит покупать билеты в Башкирию вместе. А я смотрю высотный профиль маршрута велопробега размера XL, который будет через месяц - 720 км, через Шунут и Таганай.
Павел Мартюгин, Алексей Бахов, спасибо за выходные. Было круто.